Эта статья посвящается тем, кто учится в университете на технических направлениях подготовки, таким как машиностроение, автоматизация, механическое оборудование, программирование, стандартизация и пр. Даже если Вы еще не поступили в вуз, а только собираетесь, настоятельно рекомендую познакомиться с этой информацией.
Я вспоминаю 1998 год. Я поступил на специальность «Технология машиностроения». Я был счастлив: на вступительных экзаменах мне повезло, и это была та специальность, о которой я мечтал. Первые занятия. Внимательно слушал преподавателя. Аккуратно конспектировал лекции. Внимательно выполнял расчеты на практических занятиях. Все было идеально.
Но на первом же курсе нашим учебным планом был предусмотрен курс информатики. А с информатикой в школе у нас было туго. Поэтому сложно было обучаться фактически с нуля и при этом страшно не хватало под рукой одного: персонального компьютера. Как и полагается в учебном заведении вся работа должна выполняться синхронно: 17 часов лекций, 34 часа лабораторок. Считается, что этого времени достаточно, чтобы студент освоил курс информатики.
К сожалению, это далеко не так. Да были единицы, которые все схватывали на лету, и у которых информатика в школе была на высоком ровне, но это были действительно единицы. Из наших двух групп, общей численностью 24 человека, к концу семестра самостоятельно могли написать сложную учебную программу только двое. Чтобы не отставать от гениев остальным студентам приходилось после занятий бежать в кабинет информатики, занимать место и долбать алгоритмы, пока «Турбо Паскаль» не выдаст желаемый результат. Приходилось обращаться и к библиотеке, чтобы достичь необходимого понимания.
Но программирование – это тоже творчество. Хорошая программа – это произведение искусства. А любое творчество не имеет жестких рамок во времени: тебя посещает муза, и ты находишь решение. Так и с программой. Ты наконец-то понимаешь, как реализовать тот или иной алгоритм, чтобы решить задачу из РГЗ, но вот проблема. Можно написать программу на листике, а «завтра» перенести ее в компьютер. Но если что-то все же не правильно, то будет потеряно драгоценное время.
В то время мы очень сожалели, что компьютеры есть только в компьютерном классе, что вход в него ограничен из-за проведения занятий с другими студентами, что в библиотеке использование компьютеров платное. Но иного решения не было. Домой компьютер можно было купить разве что в кредит. Студент, дома у которого стоял компьютер с процессором IBM 386, а тем более Pentium 1, был счастливым человеком.
Время шло. С алгоритмами разобрались. Но началось черчение или вернее, инженерная графика и основы проектирования. Мы чертили на больших листах ватмана. Допускали много ошибок. Истирали ластиком листы до дыр.
Начиная с третьего курса повалило: теоретическая механика, теория механизмов и машин, гидравлика и гидропривод, детали машин, а потом четвертый и пятый курс – технология машиностроения, проектирование цехов, проектирование приспособлений и инструмента. Везде нужно было черчение, везде нужны были сложные математические расчеты. Лишь на четвертом курсе мы узнали, что есть такая программа – «AutoCAD», а потом еще и «Компас», MathCAD и пр.
Невзирая на открытие мощных пакетов программ для математических расчетов, мы еще долгое время использовали старый добрый Turbo Pasсal, на котором выполняли не только простые расчеты, но и дифференцирование, и интегрирование и оптимизацию функций. И всегда под рукой был нужен компьютер.
Время прошло, скоро уже 2015 год. Я уже 11 лет работаю преподавателем в том же вузе, который окончил. Как много изменилось. Студент, имеющий свой собственный ноутбук – не является счастливым человеком. Он обычный студент. Но некоторые вещи остаются неизменными: к сожалению, у нашей кафедры нет собственного компьютерного зала, который бы мог обеспечить все предметы доступными компьютерами.
Так уж сложилось, что я преподаю дисциплины, которые связаны с использованием программного обеспечения. Мои предметы связаны с черчением, разработкой программ обработки статистической информации и ввода измерительной информации в ПК, статистической обработкой информации, проектированием и моделированием. Приходя на первое занятие к своим студентам, проводя вступительную беседу, я им рассказываю, какой незаменимой вещью в процессе обучения является ноутбук.
Представьте себе, в процессе обучении по направлению Стандартизация и метрология студент помимо всех прочих предметов, включая конечно же и информатику, сталкивается с целым рядом дисциплин, например, программными статистическими комплексами. В этом курсе изучаются не просто основы MS Excel. После изучения данной дисциплины, выпускник долен уметь сам выполнить простейшие статистические расчеты, выполнить корреляционный, ковариационный и дисперсионный анализ, построить гистограмму распределения случайной величины и много чего еще. Все лабораторки выполняются на компьютере. А компьютеров в кабинете в два раза меньше чем студентов в группе.
Другой предмет из той же области «Статистические методы в управлении качеством». Лабораторки в компьютерном зале не предусмотрены. Но есть практика, на которй приходитс оперировать большими массивами данных. Надо научиться делать прогнозы, анализировать устойчивость и точность технологических процессов, выявлять причины появления брака в производстве, составлять планы экспериментов и выполнять анализ их результатов. Как тут обойтись без вычислительной техники?
Другой курс – основы проектирования продукции. Очень общее название. Но как что-то научиться проектировать, без практики. А практика должна быть привязана к какой-то теме. Я беру примеры из области машиностроения. И тут встает вопрос: проектировать значит выполнять чертежи и делать расчеты. Чертежи от руки? В вузе уже лет 10 как списаны все кульманы. И как тут обойтись без учебной версии Компас или AutoCAD?
Методы и средства измерений, основы научных исследований, Основы технологии производства… Вчитайтесь в названия и вы поймете – курсовое проектирование. Курсовое проектирование в технических вузах предполагают графическую часть и все те же расчеты. И тут нужен компьютер.
Но вот загвоздка. Если Вы делаете работу на компьютере, то рано или поздно Вам придется ее предъявить преподавателю на проверку. И тогда нужно все распечатать. Но твердая копия требует затрат. А если все не правильно? Тогда двойных даже тройных. Но свой домашний компьютер не принесешь в университет. Тяжело и громоздко. Вывод прост – Вам нужен ноутбук.
Лучше конечно планшетник, но пока что планшетники не сильно приспособлены для чертежных программ, так что лучше ноутбук! Большой, яркий и контрастный экран, большая мощность процессора, значительный объем памяти, удобный манипулятор – мышь.
Кстати, ноутбук может стать Вашей подручной библиотекой. Сейчас в вузах все большее распространение получили беспроводные сети Wi-Fi, всяческие электронные сервисы, базы данных литературы и номативно – правовых актов, да и сеть Интернет никто не отменял.
Вот выполняете вы расчеты вероятности, связанные с построением теоретической кривой распределения. Вам обязательно потребуются таблицы функции Лапласа. Где их взять? Бежать в библиотеку, тратить часы на поиск нужной брошюры? Можно. Полезно. Но не современно и не оперативно.
Или, например, нужен Вам стандарт на какой-нибудь материал? В нашей технической библиотеке нет каталога стандартов. Но есть возможность скачать и установить Norma-CS. Также нужный ГОСТ легко скачать на существующих сервисах, например GostExpert.
В общем, можно много писать о важности ноутбука для студента. В конце концов каждый решает сам, протирать ли ему лист ватмана ластиком или свободно творить и иметь возможность легко исправить свои ошибки.
Ноутбук для студента
Закладка Постоянная ссылка.